Доходный дом Альберта Пуни: сохраним историю вместе

25 марта 2020

В марте в Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась лекция «История доходного дома Альберта Пуни».

Председатель Совета дома по адресу Гатчинская ул., 1/56 Евгений Коноплин рассказал об истории дома, познакомил участников встречи с интереснейшими фактами из жизни бывших владельцев – семье Пуни, давшей ему имя.

Евгений и члены Совета дома Антипина Евгения и Бондаренко Диана подробно рассказали о ремонтных и восстановительных работах, проведенных и требуемых, о проблемах управления домом и сложностях, которые испытывают его обитатели в настоящее время.

Особое внимание Е. Коноплин уделил планам членов Совета дома, которые помогают делать дом лучше, сохраняя историческую память места, и призвал всех жителей района ценить и любить дома, в которых они проживают.

История дома 

В 1800-х годах на углу нынешней Гатчинской улицы стоял одноэтажный особняк, который в отличие от соседних деревянных строений был выстроен из камня. Владельцем его был надворный советник Александр Андреев.

К каменному особняку со стороны Лахтинской улицы (где сейчас располагается ТЦ «Априори») примыкал деревянный корпус, которым владел Андрей Петров - муж всеми известной петербургской Святой Ксении Блаженной.

К 40-м годам 19 века каменный дом уже имел два этажа с мезонином и принадлежал титулярному советнику Василию Ильичу Сафонову.

Здесь же в 1860-х годах снимал квартиру архитектор Фёдор Иванович Нестеров, автор проекта перестройки колокольни церкви св. Екатерины на Кадетской линии Васильевского острова.

 В 1875 году Лидия Михайловна Пуни - жена Альберта Цезаревича Пуни (виолончелиста Мариинского театра), приобрела полностью дом (тогда еще двухэтажный) на свои личные сбережения.

История семьи Пуни 

Лидия Михайловна Пуни родилась 3 мая 1848 года. В девичестве носила фамилию Ломакина и принадлежала к земельной аристократии. До замужества с Альбертом Пуни Лидия Ломакина уже побывала в браке. Известно, что в шестнадцатилетнем возрасте мать Лидии Клавдия Николаевна Ломакина фиктивно выдала дочь замуж за собственного любовника Салтыкова Сергея Евграфовича (брата писателя Михаила Салтыкова-Щедрина) из практических соображений.

Овдовев в возрасте двадцати четырех лет, она унаследовала очень большое состояние и вышла замуж за Альберта Пуни, молодого виолончелиста, красивого мужчину с ярким и блестящим умом, встретившись с ним в императорском театре.

В момент женитьбы на Лидии Ломакиной Альберт работал в Санкт-Петербургском театральном оркестре. Это не помешало ему отдаться увлечению строительством, что сделало его одним из крупных домовладельцев города.

О хозяине дома вспоминал академик Д. С. Лихачев: «Альберт Пуни, принявший православие с именем Андрей (поэтому часть его детей были Альбертовичи, а другие - Андреевичи), виолончелист Мариинского театра, был сыном автора балетной музыки и владельцем большого доходного дома на углу Гатчинской улицы и Большого проспекта Петроградской стороны. Его сын стал известным живописцем во Франции и до конца жизни любил писать пляжи, напоминавшие ему о его счастливом детстве».

В 1880 году у четы родилась дочь - Мария Пуни, а в 1892 году родился сын - будущий художник Иван Альбертович Пуни.

В 1899 году супруги Пуни решили надстроить дом 2 этажами по проекту архитектора О. Л. Игнатовича. Спустя 5 лет архитектор И. Б. Калиберда надстроил пятый этаж, а вровень с ним, со стороны Гатчинской улицы, был возведен еще один корпус.

В 1905 году Альберт Цезаревич овдовел, после чего принял христианство в Церкви апостола Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы (которая находилась в Матвеевском саду), получив после крещения имя Андрей. В том же году Андрей Пуни женился на гувернантке своих детей Юлии Михайловне Кауль, от которой у него уже было две дочери: Юлия и Ольга.

В своих воспоминаниях Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что «сейчас принято ставить ударение на последнем слоге фамилии Пуни, но семья эта была итальянской, а не французской». Ударение же в итальянском языке обычно падает на предпоследний слог.

 В 1908 году в доме появилась мансарда, позднее превращенная в полный шестой этаж. Позднее дом  был продлен по Гатчинской улице по проекту архитектора И. И. Долгинова.

В 1910-х годах в доме размещался детский сад, низшее (смешанное) учебное заведение 3-го разряда А.Ф. Афанасьевой, Петровское общество взаимного кредита.

Одним из жильцов дома этого периода был И. Я. Комаров, стенограф Александра Ивановича Куприна.

В 1913 году Иван Пуни после возвращения из Парижа, где он учился в разных художественных студиях, вместе со  своей женой, художницей Ксенией Богуславской, поселился в доме № 1 на Гатчинской улице, в квартире своего отца на 6-ом этаже. Именно здесь Иван Пуни открыл свою художественную мастерскую. Она стала местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов. Сюда приходили Маяковский, Хлебников, Репин, Малевич и многие другие.

В период 1913-1915 годов Иван Альбертович Пуни пишет картину «Воздушный мост». На картине он изображает балкон 2-го этажа, расположенный во дворе дома и сохранившийся по сегодняшний день.

 В 1915 году Иван с Ксенией переезжают из семейного доходного дома, а в 1917 году после ссоры между Иваном, его отцом и мачехой, Иван с Ксенией решают бежать во Францию, где Иван становится известным художником по фамилии Пунье (фр. Jean Pougny).

1917-1937

В 1917 году у Альберта Цезаревича дом забирают большевики и открывают в нем дом терпимости. В народе его начинают называть «Гатчинский дворец» из-за системы коридоров (в дом можно было войти с Большого проспекта, а выйти на Гатчинской улице).

В 1920-х годах дом терпимости был закрыт и заселен обычными жильцами. В период с 1936 по 1937 год несколько жителей дома были репрессированы.

Война 

Во время блокады погибло 223 жителя дома. В период с 1920 по 1950 годы в доме располагалась булочная, которая работала и в военное время.  Про эту булочную писал в своих воспоминаниях Д.С. Лихачёв:  «На Большом проспекте около Гатчинской улицы разгромили хлебный магазин. Как это могли сделать? Ведь любая продавщица (среди них не было сильно истощенных) могла справиться с целой толпой истощенных людей. Но власть в городе приободрилась: вместо старых истощенных милиционеров по дороге смерти прислали новых – здоровых. Говорили – из Вологодской области».

1956-2017

 В 1956 году в доме был проведён капитальный ремонт: система длинных коридоров была ликвидирована, площадь квартир увеличилась до 60-250 кв. м.

На первом этаже дома в 1960-1980-х годах располагались: слева - ателье пошива верхней одежды, расширенное за счет булочной, а справа - винный магазин «Советское шампанское», расширенный за счет театральной кассы, и кафе-мороженица.

В 2000-х годах на месте ателье долгое время находился магазин кожи и меха «Дубленки на Неве», магазин «Золото», а с 2008 года - магазин по продаже керамической плитки «Мозаичное заведение. Смальта». В центре фасада - бистро «Барракуда», а справа - бутик «Диана Галези».

В 2006 году во время строительства торгово-офисного центра «Apriori», доходный дом Пуни серьезно пострадал, в результате чего на доме были установлены стяжки.

В 2017 году дом был переведен под управление компании «Финансовый Центр ГЦКС» без учета мнения большинства  жителей.

В ноябре того же года инициативная группа дома провела проверку законности смены управляющей компании, в результате которой решение о переходе дома к УК ФЦ ГЦКС было отменено.

 24 декабря 2017 года был избран новый состав Совета многоквартирного дома, который работает на благо дома по сегодняшний день.

Планы 

Совет многоквартирного дома в ближайшее время планирует установить на фасаде дома таблички памяти репрессированных граждан, стенд с именами жителей дома, погибших в годы блокады на дворовой территории, флюгер на шпиле башни в виде герба семьи Пуни, мемориальную доску чете Пуни, разместить на 6 этаже дома галерею с репродукциями картин Ивана Пуни и его жены.

Евгений Коноплин, председатель Совета МКД

Ольга Козулина, сотрудник ЦРБ им. А.С. Пушкина

Категория новости: Культурная жизнь